В 00 часов 28 мин 26.04.86 г ……….. тепловая мощность реактора упала ниже 30 МВт, а нейтронная мощность упала до ноля и оставалась такой в течение пяти минут, судя по показаниям самописца нейтронной мощности.
Судя по показаниям самописца - да. Но вот только перехода с АР на АРМ не было, а АР работает только при мощности от 100МВт до 700МВт. Значит мощность ниже 100МВт тепловых не падала, а причиной того, что самописец показал ноль могло стать то, что по причине провала мощности не успели переключить самописец на другой уровень измерения.
В реакторе начался процесс самоотравления короткоживущими продуктами деления………….способность реактора поддерживать цепную реакцию уменьшается вплоть до полной его остановки независимо от воли операторов. Во всём мире в таких случаях реактор просто глушат, затем сутки-двое выжидают, пока реактор не восстановит свою работоспособность.
Так то оно так, вот только это считалось частичной разгрузкой реактора и, при условии, что до того как начался этот процесс ОЗР был больше 15 ст.РР, мощность реактора можно было поднимать даже без прохождения йодной ямы.
Когда количество оставшихся стержней достигло 15, оперативный персонал обязан был реактор заглушить. Но он этого не сделал.
Да не видели на БЩУ ОЗР ниже 15ст.РР, и не было его! Упал он только непосредственно перед аварией. А распечатки ОЗР со СКАЛы увидели уже после взрыва.
Кстати, первый раз такое нарушение случилось в 7 часов 10 минут 25 апреля 1986 г ……
Нет и еще рказ нет! Там произошло что-то с аппаратурой и значение ОЗР выдавало 13,2 ст.РР, но недостающие 1,8 ст.РР компенсировались.
В результате в 01 час 22 мин 30 с в активной зоне оставалось 6—8 управляющих стержней.
Вполне возможно, но значения этого на БЩУ никто не видел, а авариийные сигнализации по параметру ОЗР предусмотрены не были.
Поэтому вывод стержней свыше разрешённых пятнадцати мог осуществляться только на основе интуиции.
В какой-то момент между 01 ч 22 мин 30 с и 01 ч 23 мин 40 с интуиция персоналу, по-видимому, изменила, и из активной зоны реактора оказалось выведено избыточное количество стержней. Реактор перешёл в режим поддержания цепной реакции на мгновенных нейтронах.
Все что они тогда делали, они делали по Регламенту и другим нормативным документам, никакой интуиции и в помине не было и быть не могло!