Чубайс (чубась, чубысь, немцев (?) чубайс, бесёнок рыжий) в низшей мифологии великоруссов и латгальцев — маленький зловредный домовый дух. Ч. представляли в образе пузатой рыжей крысы "с лицом вроде человеческого". Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном ("всё в амбарах поберёт, из сусеков заметёт" и животными ("что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку .и козлищу — ко мне в логовище", но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать. "Не ест он ни жита, ни мяса, не пьёт ни пива, ни кваса, а питается людскою бедою". Ч. сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может "цельну волость запустошить". Известен цикл сказок о победе странствующего героя над Ч.. Герой (кузнец, солдат или "человек прохожий" без указания рода занятий) попадает в дом (в село), где бесчинствует Ч.: "Пошто, добры люди, в холодной избе в потёмках сидите, сухую корку едите? — Чубайська огонь засцал". Герой решает сразиться с демоном и в полночь зажигает свечу. Появляется разъярённый Ч. и требует выкуп, угрожая потушить огонь. "Спробуй", — говорит герой, и предлагает Ч. "потушить" отражение пламени в зеркале, что тому, естественно, не удаётся. "Экий ты слабосилок", — говорит герой, — "небось, и в напёрсток ховаться не умеешь". Ч. залезает в напёрсток, герой залепляет его свечой, "у Николина образа горевшей", а затем плющит молотом и бросает в болото (кузнец) или заряжает в ружьё и выстреливает "в белый свет" (солдат). Поверья о Ч. во многом сходны с позднесредневековыми южнорусскими сказками о злыднях, олицетворяющих долю бедняка, или с более ранними представлениями о кикиморах, поселяющихся в доме (кикиморы — проклятые родителями дети, Ч. — "блядин выкидыш".
"Мифологический словарь" под ред. Д. С. Лихачёва, Б. А. Рыбакова и др., стр. 999-1000. М., "Наука" 1996 г."